Проходил эту игру,по сути,два года: начал в августе 2015,а завершил только на прошлой неделе.Частично всё так затянулось из-за того,что играть мог только дома,на мощном компьютере,частично из-за того,что не мог подолгу за ней усидеть,даже когда была возможность.Но,в этот раз всё же собрался и закончил.
В целом,мне действительно понравилось.Видно,что разработчики старались отдать дань уважения оригинальному фильму о Чужом,пытались наполнить игру характерными для него особенностями и деталями,и у них это действительно получилось хорошо: редко в наше время удаётся найти произведение,которое с таким почтением относилось бы к своему "первоисточнику".В детстве часто хотелось оказаться на месте одного из героев в "Чужом",пережить всё это уже лично. И Isolation такую возможность предоставляет сполна.В плане атмосферы,внимания к деталям и отсылок (Вплоть до операционных систем на компьютерах и каких-то мелких предметов) трудно найти что-то,что будет на таком же уровне работать.Даже RE7 в этом плане не так силён.
Если говорить о геймплее,то тут у меня впечатление тоже будет скорее положительным,но всё же не очень однозначным. Проходил я игру на самой высокой сложности (Как и рекомендовали в меню),и это,конечно,сказалось сильно на моих успехах. Но,начну всё же с того,что понравилось. Первое - это,конечно,сам факт того,что AI вынуждает игрока быть очень аккуратным при прохождении,экономить припасы и думать головой. Противники,даже самые простые,урабатывают героиню очень быстро,предметы всё время тратишь очень неохотно,хотя их и попадается довольно много,а всё потому,что постоянно ждёшь той ситуации,когда они действительно тебе понадобятся и всё время стараешься извернуться без их применения,чтобы потом не погибнуть (Тот самый условный рефлекс в хоррорах,о котором когда-то говорил
Dilinger). Проекты,которые постоянно тебя ставят в такое угнетённое положение,сейчас редко появляются,а поэтому они очень радуют (И подметили это ещё раньше многие другие игроки).Даже The Evil Within больше щадил героя.Ещё очень радуют сами условия прохождения и основные правила,по которым игра работает: если ты ведёшь себя аккуратно и всё делаешь обдуманно - ты получаешь награду.Если ошибаешься - винить можешь только себя. Баланс между игроком и противниками очень часто оказывается очень хорошим,а перевес достигается либо тупостью игрока,либо его находчивостью. И это тоже очень хорошо.Именно поэтому схватки с андроидами и людьми оказываются достаточно интересными,поскольку Рипли и противники в таких случаях зачастую имеют равные силы.Чего,к сожалению,не скажешь о главном источнике всех бед...
Поначалу встречи с Чужим и попытки убежать от него действительно запоминаются.Нужно постоянно следить за датчиком движения,перебегать от укрытия к укрытию,вести себя предельно аккуратно,параллельно изучая обстановку и собирая предметы и файлы для дальнейшего выживания.И всё,вроде,работает хорошо.Мест для укрытия достаточно,Чужой себя ведёт не слишком нахально,перед игроком ставятся выполнимые задачи.Но вот в дальнейшем ситуация меняется.Начиная где-то с 7-8 главы (Той самой,в которой у Рипли появляется огнемёт) AI постоянно ставит героиню в неловкое положение и заставляет решать действительно сложные проблемы,но,вроде бы,ты с этим примиряешься: теперь ведь у меня есть огнемёт,ё-хо-хо-хо,а значит,можно будет отплатить инопланетной скотине за все эти унизительные сцены смерти.К сожалению,нет. Конечно,у Рипли появляется возможность отбиться от Чужого,но при этом и сам противник наглеет: он вылезает из вентиляции каждые 5-7 секунд в нескольких метрах от тебя,дерётся ещё активнее,мешает тебе исследовать окружение (Я часть файлов не прочитал просто потому,что этот урод мне в спину дышал всё время,а ведь в таких играх это важно) и вообще не знает никакой усталости. Возможность использовать огнемёт не слишком спасает даже в таких случаях: запас топлива надо экономить,поскольку изначальное количество обманчиво.500 единиц можно спустить за 20 минут неаккуратной игры,а пополнения адекватного уже не будет (Справедливости ради надо сказать,что ближе к финалу игра жалеет игрока в плане топлива чуть больше и это хорошо). Да и тут всё зависит тоже зачастую от случая:я,наверное,что-то не учёл и не изучил повадки Чужого,как надо,но временами ему хватает одного "всплеска",чтобы уйти в вентиляцию, а временами приходится жарить эту тварь чуть ли не минуту.А если он ещё и в атаку кидается,то тем более жалеть боезапаса нельзя: если струя будет слабее хоть на 2-3 единицы,противник спокойно пробьёт её и схватит героиню.В результате тот самый адекватный баланс смещается в пользу Чужого,а игра начинает уже напоминать Dark Souls в какой-то степени.Опять же,говорить,что всё плохо в этом плане - не буду,поскольку с таким врагом иначе поступить не получится: возможность сражаться с Чужим на равных сделала бы бесполезным ключевой элемент игры,повредила бы канону (В оригинале ведь эта тварь тоже была,по сути,бессмертной и крайне сильной) и плохо сказалась бы на атмосфере. Лучше уж смерти и переигрывания,чем преимущество в сторону героини.Но,временами Чужой играет слишком уж нечестно. И ближе к финалу он меня уже так достал,что я вовсе перестал прятаться и старался при каждой встрече засунуть огнемёт ему в пасть,не заботясь о боеприпасах.Каким-то чудом выжил,всё же.Благо ближе к концу боеприпасов уже не так мало.
Система крафта в игре мне,в целом,тоже показалась интересной,но я достаточно редко пользовался многими из доступных предметов,поэтому их всегда было в инвентаре довольно много.Активно применял,кажется,только ЭМ-мины,остальные вещи были уже не настолько в ходу,хотя,все они по своему полезны,просто лично я зачастую простым стелсом обходился.Возможно,это и не очень правильно. Невозможность создавать патроны временами раздражала,но потом я понял,что разработчики правильно поступили,не став её вводить: во-первых,это плохо сказалось бы на самом процессе выживания,во-вторых,было бы странно именно с точки зрения реализма.
Описать своё впечатление о сюжете довольно трудно,поскольку я проходил игру "перебежками",что-то постоянно забывалось и многое приходилось уже на ходу вспоминать и додумывать.Но,в целом,я всё равно остался очень доволен историей. В хоррорах ведь важны не сколько плот-твисты и какие-то эпичные события (Поскольку что-то оригинальное придумать всё же тяжело теперь),сколько постепенное погружение в ситуацию посредством записок,файлов,предметов и других мелких деталей.И вот в этом Isolation тоже получилась невероятно хорошей. По мере прохождения ты всё глубже и глубже погружаешься в суть истории, изучаешь её с перспективы разных людей,пытаешься составить какое-то общее представление,и всё в итоге работает отлично! И в происходящее действительно легко поверить и как-то его сопоставить с реальностью. Простые люди,как всегда,оказываются никому не нужны,а в сложной ситуации начинают вести себя по-разному,так,как велит им их характер и представления, начальники,желающие профита,оказываются наказаны за свои действия,одиночек ожидает непредсказуемый исход и так далее. И в том,как это всё складывается в единое целое и заключается гениальность AI - у игры есть центральная тема,которая постепенно раскрывается посредством мелких деталей и имеет какие-то удачные символические элементы (Чужой,по сути,и не монстр вовсе,а скорее живое воплощение всех негативных мыслей и поступков обитателей станции, которые,приняв форму опасного существа,всех погубили).И это потрясающе. Я такие целостные сюжеты встречаю крайне редко (Например,они есть в моих любимых Persona 3 и 4,которые вообще JRPG),и факт того,что они ещё появляются - очень радует.
Основная сюжетная линия с Рипли и её поисками матери на фоне всех этих событий теряется и проходит,в целом,незаметно,поэтому мне о ней что-то трудно сказать. Очень хорошими показались эпизоды
,но,в остальном, не могу сказать,что сейчас что-то приходит на ум. Даже когда героиня
,что немного портит впечатление.Но,опять же,я мог что-то пропустить.Насколько я знаю,по ходу игры можно находить информацию,напрямую связанную с событиями оригинального фильма,что существенно сказывается на восприятии,но я,кажется,её так и не отыскал.
О персонажах ничего плохого не могу сказать: все адекватные,хорошо прописаны,имеют свою роль в сюжете и так далее.Никто,кажется,даже ни разу не взбесил.
Музыка,в целом,такая же,как и во многих других качественных играх: удачно работает на атмосферу и уместна непосредственно при прохождении,но отдельно слушать вряд ли получится. Очень запомнились композиции,играющие во время стелс-эпизодов: когда приходится прятаться,напряжение становится иногда таким,что становится очень не по себе,а если уж замечают,то и вовсе страшно,удачно разработчики используют музыкальное сопровождение.Мне почти всё время было неуютно,а подчас и страшно. В эпизодах с Чужим даже не мог сдержаться,кричал.
Графика тоже заслуживает только похвалы.Всё выглядит очень красиво и реалистично,а когда происходят непосредственно сцены с участием живых героев,кажется,что смотришь настоящий фильм,настолько хорошо у актёров выглядят лица. И это притом,что игра на редкость хорошо оптимизирована и идёт настолько плавно,что кажется,что ты сам находишься по ту сторону экрана.Класс.
В общем,игра получилась очень достойной.Настоящий представитель тех самых классических хорроров,которые почти что умерли десять лет назад, с выходом РЕ4 и игр,которые пытались ей подражать. И возможность ещё раз попробовать что-то подобное,да ещё и в таком адекватном виде,точно упускать нельзя.Плюс,ещё и по знаменитой серии,являвшейся очень важной для самого жанра. Конечно,есть и недостатки,вроде не очень интересных и утомительных эпизодов,слишком большой продолжительности и несколько невнятной основной сюжетной линии (Что,впрочем,трудно считать недостатком,поскольку,вроде,многие части сюжета пришлось вырезать),но плюсов всё равно больше оказывается.Играть обязательно.И желательно после просмотра фильма.